История Катайского училища №30.
Катайское профессиональное училище № 30 прошло интересный путь своего развития. Начиналось оно как школа крестьянской молодёжи (ШКМ).
ШКМ начала своё существование в очень тяжёлой обстановке. Задачи не были достаточно разъяснены, и большинство жителей приняли её за ступень к вузам, а не за школу квалифицированных работников сельского хозяйства.
Наследство, полученное от Катайской семилетки, находилось в большом беспорядке. Отношения с местными организациями налажены не были. Ещё в августе 1924 года хотели (по решению райисполкома) создать и оборудовать при школе общежитие, но до октября даже не подыскали здание.
Между тем уже набралась масса заявлений от лиц, желающих поступить в ШКМ, порой не имеющих к крестьянским хозяйствам никакого отношения. Предпочтение отдавалось беднякам и членам коммун. Но когда приступили к проработке плана, оказалось, что учащиеся, получившие разнородные воспитание и образование, так различны по своему уровню развития, что никакой план к ним не приспособить. К тому же сами педагоги оказались мало приспособленными к такой системе.
Педагогический коллектив много надежд возложил на своих учеников и … сыграл в пустую. Пришлось сначала. Наученные горьким опытом, учителя обратили особое внимание на развитие самостоятельности учащихся. Приходилось подталкивать их, помогать, подсказывать, как работать с книгой, справочником т.п. Время и инициатива учителей сделали своё дело: школа нашла правильный путь. С первого дня педагогический коллектив уделял большое внимание самоуправлению учащихся, разбору недостатков и их устранению: отчёт по тем или иным работам, учёт знаний, взаимная помощь, связь с населением и учреждениями проходили через учащихся.
Учительский и ученический коллективы, комсомольцы школы обратили серьёзное внимание на помощь населению. Это было необходимо, прежде всего для укрепления авторитета школы в районе. В селах, деревнях учащиеся выступали с докладами, писали лозунги для библиотек и изб-читален, проводили другую работу.
Первый набор учащихся ШКМ имел ярко выраженный классовый характер: из 55 первых учеников 27 были представители крестьянской бедноты. И трудность заключалась в том, что часто родители не имели возможность обучать своих детей из-за отсутствия средств. Многодетные семьи в училище были на полном содержании, а остальные - на половинном. Для оказания помощи нуждающимся выискивались средства, в частности, от своего прокатного пункта, совета общественной взаимопомощи и т.д. (продолжение следует). Но когда приступили к проработке плана, оказалось, что учащиеся, получившие разнородные воспитание и образование, так различны по своему уровню развития, что никакой план к ним не приспособить. К тому же сами педагоги оказались мало приспособленными к такой системе.
Время и инициатива учителей сделали своё дело: школа нашла правильный путь. С первого дня педагогический коллектив уделял большое внимание самоуправлению учащихся, разбору недостатков и их устранению: отчёт по тем или иным работам, учёт знаний, взаимная помощь, связь с населением и учреждениями проходили через учащихся. В первом выпуске были отличные учащиеся, такие как Юровских Анна из Далматовского района (она окончила институт и имеет специальность зоотехника), Соболев Геннадий и Меньшиков Александр (оба из Шумихи).
Выпускалась своя стенная газета "Новая деревня", которая отражала борьбу комсомольской организации школы со старым бытом, за введение нового в жизнь учащихся. Днём отдыха был четверг, так как в этот день умер Ленин.
В первом выпуске были отличные учащиеся, такие как Юровских Анна из Далматовского района (она окончила институт и имеет специальность зоотехника), Соболев Геннадий и Меньшиков Александр (оба из Шумихи).
С января 1925 года школа стала получать различные газеты, для учащихся приобрели тёплые вещи, удалось заручиться согласием родителей оставить ребят в школе на лето с тем, чтобы они на практике проверили свои теоретические знания. Учащиеся ШКМ и в более поздние годы были активными участниками коллективизации в районе. Они не только вели устную агитацию, но и делом своим показывали, что даёт коллективизация крестьянину. В 1929 году, например, провели 17 бесед по поднятию урожайности.
В 1926 году, когда крестьяне бывшей Уральской области стали объединяться в первые кооперативы - товарищества по совместной обработке земли, по решению Уральского облисполкома в селе Катайском была создана школа землеустроителей. При осуществлении сплошной коллективизации ещё более возникла потребность в кадрах для сельского хозяйства.
Постановлением СНК РСФСР в 1934 году школа была реорганизована в межрайонную колхозную школу имени С.М. Кирова. Здесь готовили счетоводов, заведующих пасеками, животноводов, бухгалтеров, заведующих фермами, полеводов, проводилась подготовка председателей колхозов.
В годы Великой Отечественной войны училище не закрывалось и готовило специалистов для сельского хозяйства, потребность в которых была ещё более острой - "Всё для фронта, всё для Победы!"
Большой вклад в развитие училища внесли люди, не понаслышке познавшие все тяготы тех лет, ветераны войны: Белоусов Анатолий Яковлевич, Барышников Леонид Дмитриевич, Скурихина Татьяна Васильевна, Шишков Василий Васильевич, Калашников Фёдор Васильевич.
. В 1926 году, когда крестьяне бывшей Уральской области стали объединяться в первые кооперативы - товарищества по совместной обработке земли, по решению Уральского облисполкома в селе Катайском была создана школа землеустроителей. При осуществлении сплошной коллективизации ещё более возникла потребность в кадрах для сельского хозяйства.
Постановлением СНК РСФСР в 1934 году школа была реорганизована в межрайонную колхозную школу имени С.М. Кирова. Здесь готовили счетоводов, заведующих пасеками, животноводов, бухгалтеров, заведующих фермами, полеводов, проводилась подготовка председателей колхозов.
В годы Великой Отечественной войны училище не закрывалось и готовило специалистов для сельского хозяйства, потребность в которых была ещё более острой: - "Всё для фронта, всё для Победы!"
Большой вклад в развитие училища внесли люди, не понаслышке познавшие все тяготы тех лет, ветераны войны: Белоусов Анатолий Яковлевич, Барышников Леонид Дмитриевич, Скурихина Татьяна Васильевна, Шишков Василий Васильевич, Калашников Фёдор Васильевич.
В 1949 году Катайская МРКШ имени Кирова преобразована в одногодичную сельскохозяйственную школу пчеловодов. В учебном хозяйстве была организована пасека и дано 60 га земли. По просьбе руководителей хозяйств Катайского района при школе пчеловодов создали группу учащихся по подготовке ветеринарных фельдшеров - в 1957 году. Одним из первых преподавателей стала Евсикова Мария Ильинична.
В 1963 году одногодичная сельхозшкола влилась в государственную систему профессионально - технического образования и получила название СПТУ - 14.
Позднее были ещё переименования: в 1994 году - профессионально - техническое училище № 30 (ПТУ № 30), затем - профессиональное училище № 30 (ПУ № 30). Юбилейный год - год семидесятилетия училища был знаменателен ещё и выпуском 10 - тысячного учащегося, по документам - это Соколова Елена, учащаяся группы "Хозяйка усадьбы". Только вдуматься: более десяти тысяч человек вышли в большую жизнь через двери училища! Многие посвятили любимой работе долгие годы, среди них Устюжанин Иван Дмитриевич, Смирнов Виктор Михайлович, Ческидовы Пётр Дмитриевич и Людмила Петровна, Третьякова Мария Николаевна, Васильева Елена Александровна, Аникеев Илья Ефимович, Чернотинская Валентина Александровна, Стрекаловских Клавдия Иосифовна и др.
Большой вклад в становление училища и развитие материальной базы внесли директора Анфалов М.А., Астафьев В.А., Дубровский С.Н., Фёдоров А.В., Зайцев И.Ф., Тарасов П.И., Смирнов В.М., Коваленко А.Я., Дедяев Н.П., Колотов Ф.Н., Устюжанин С.Ф., Торшин А.Н.
Самым первым директором был Венюков И., к сожалению, о нём почти ничего неизвестно.
Последним директором №30 училища был Меньшиков Виталий Васильевич.
В 2005 году 7 июля произошло слияние двух Катайских училищ №13 и №30, в одно училище под номером №13. Директором объединённого училища стал Никулин Владимир Семенович.
Сотрудники ПТУ №14 и СПТУ №30