«В 1968 году на базе Катайского педучилища открылось художественно-графическое отделение. Необходимость в этом была, т.к. в большинстве школ Курганской области не было специалистов по изобразительному искусству и черчению. И вот наряду с учителями начальных классов, пионервожатыми и воспитателями детских садов стали готовить и преподавателей рисования и черчения.
Его организатором стал выпускник Нижне-Тагильского пединститута художественно-графического факультета Александр Дмитриевич Плохих, который очень много сделал для учебного процесса и развития материальной базы.
В это же время начала преподавать черчение выпускница того же пединститута Анастасия Максимовна Плохих, проработавшая у нас бессменно уже более 25 лет.
Директор Алексей Матвеевич Бачурин оказывал большую поддержку и помощь делающему свои первые шаги отделению. Он и Римма Николаевна Бурлева, заведующая отделением, стали инициаторами оформления учебного корпуса более творчески, профессионально. Комитет комсомола особое внимание уделял стенной печати. На смену стенгазете относительно небольших размеров пришла крупномасштабная с уже давно известным учащимся названием «Молодой педагог». Редактором этой газеты стал неутомимый человек преподаватель педагогики Владимир Александрович Доброславин.
Учебный процесс шел своим чередом, проводились первые семестровые просмотры творческих работ учащихся. В конце учебного года была организованна летняя практика – пленэр, который проходил в окрестностях Катайска. Учащиеся выполняли первые робкие этюды и зарисовки на открытом воздухе. На следующий год небольшой коллектив худграфа пополнился.
Прибыл выпускник Ижевского пединститута Виктор Васильевич Соломенников. Следующий пленэр провели в селе Ольховке Шадринского района, где под руководством преподавателей оформили интерьер нового здания школы – интерната.
С 1970 года на худграфе работали выпускники Курганского пединститута художественно – графического факультета: Юрий Леонидович Воробьев, Галина Андреевна Спиридоновичева и Константин Александрович Богданов. Таким образом, в училище пришли преподаватели разных стилей и направлений в искусстве, что дало толчок для творческого самовыражения студентов. Бурно проходили и обсуждались семестровые просмотры учебных и творческих работ. После устраивались выставки в ЗДК и кинотеатре «Восток». Работа учащихся ХГО нашего училища выставлялись в здании Министерства просвещения РСФСР среди лучших училищ. Новый настрой внесли так же и выпускники Магнитогорского пединститута 1971 года Екатерина Витальевна Кошевая Надежда Тихоновна Бадьина. Наряду с факультативными занятиями по скульптуре, которые проводил Алексей Матвеевич Бачурин, Екатерина Витальевна организовала факультатив по чеканке. Учащиеся с большим желанием и интересом посещали эти занятия.
На высоком уровне велось военно-патриотическое воспитание учащихся, его инициаторами были А.М. Бачурин и В.А. Доброславин. Владимир Александрович собирал материал о выпускниках, защитниках Родины. Юрий Леонидович Воробьев с группой учащихся выполнили скульптурный памятник – мемориал преподавателям и выпускникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. По инициативе Алексея Матвеевича Бачурина учащимися Олегом Гудковым и Валентином Шевелевым выполнена скульптурная группа героев-земляков, участников гражданской и Великой Отечественной войн и труда. Олег гудков так же является автором памятника жителям Катайска, погибшим в Великой Отечественной войне. На базе собранного материала был оформлен и открыт музей истории училища.
С 1971 года выпускница Ленинградского пединститута имени Герцена Елена Васильевна Сапрыгина преподавала историю искусств и практику в школе. Уроки Елены Васильевны были очень интересны и насыщены. Она постоянно собирала и систематизировала материал для занятий. На практике учащиеся применяли и совершенствовали свои знания. Каждый год на отделении набирали по одной группе. Учащиеся младших курсов имели возможность сопоставлять свои результаты с результатами предшественников. В 1972 году был первый выпуск и распределение по школам области молодых специалистов. Шли годы труда и учебы. Некоторые преподаватели, проработавшие в училище несколько лет, уезжали, причиной тому был жилищный вопрос. Возникла необходимость в подборе кадров. Поэтому на преподавательскую работу был оставлен выпускник первого выпуска ХГО училища. Большим уважением в преподавательском коллективе и среди учащихся пользовался выпускник 1974 года ХГО Н-Тагильского пединститута Владимир Николаевич Пресняков. Был он человеком творческим. Постоянно сам занимался живописью, графикой и декоративно прикладным искусством. Учащиеся тянулись к нему, смотрели и пробовали свои силы. В это время было большое разнообразие дипломных работ, среди них впервые ювелирные украшения.
Осенью 1974 года в Катайское педучилище прибыли по распределению выпускники Н-Тагильского пединститута: Леонид Григорьевич Меньшатов, Лариса Владимировна Солинская, Татьяна Савватеевна Ветлугина. Учащимся этих лет навсегда запомнились уроки истории искусств замечательного преподавателя Тамары Евгеньевны Плотниковой.
Наши преподаватели проявляли свои способности не только в избранном искусстве. Студенческий театр миниатюр Константина Александровича Богданова знали не только в училище, но и в городе, и районе. Ольга Константиновна Назарова, преподаватель худграфа, вела кружок бальных танцев.
В 1978 году пришли работать Надежда Дмитриевна Митрохина, Валентина Степановна Медведевских, первая выпускница Катайского ХГО, Виктор Николаевич Крапивин, выпускник Магнитогорского пединститута. Валентина Степановна – учитель с большим стажем школьной работы, учитель методист, в последствии заведующая школьным и художественно – графическим отделениями. Надежда Дмитриевна и до настоящего времени работает в училище. Многие учащиеся с благодарностью вспоминают интересного художника – педагога, оригинальную творческую личность Федора Александровича Низамитдинова. Человек неординарный, по сути своей художник, интересный живописец, преданный творчеству до конца и требующий этого от студентов. Работал в училище Николай Леонидович Богоявленский – выпускник второго набора, известный в городе как замечательный резчик по дереву. В настоящее время трудится в детской художественной школе. Позднее у нас работал Сергей Иванович Назаров, ныне преподаватель Шадринского пединститута. Много было интересных людей, интересных преподавателей, со временем в училище стали появляться личности, которые и определили основное ядро и в настоящее время успешно работают в коллективе преподавателей. Пришло молодое поколение: Виктор Григорьевич Тройнин, Алексей Алексеевич Бачурин, Сергей Анатольевич Гаврилов, Елена Викторовна Гаврилова, Сергей Иванович Мокроусов, Елена Владимировна Прохорова и совсем молодые Дмитрий Викторович Панов и Андрей Анатольевич Вахрушев. Часть из них работает преподавателями на ХГО и в настоящее время»*.
Несомненно, ведущую роль в становлении художественных традиций в г. Катайске принадлежит Плохих Александру Дмитриевичу. Существующая социальная среда, время энтузиастов, наличие благоприятных обстоятельств, созданная им творческая атмосфера, окружение и коллеги все это способствовало культурному росту.
В настоящее время активно занимаются выставочной деятельностью целая плеяда его учеников и последователей.
*Из воспоминаний выпускника ХГО 1972 года-Горбунова Р.Ф